Практика обучения позитивному мышлению. (часть 3)

photofacefun_com_1438629800

Практика обучения правильному мышлению

Автор: Андрей Антонов

В    журналах «Железный Мир» № 3 и №5, текущего года,  мы представили вам два интервью с директором Института поведения  А. Б. Николаевым под названием «Типы мышления спортсмена».  В заключении второй части интервью Антон Борисович  неожиданно предложил мне пройти обучение в институте по программе  восстановления нормального мышления:

ЖМ: Расскажите, что необходимо для того, чтобы мышление стало позитивным?

АН: Этому надо научиться. Если это пытаться делать самостоятельно,  то вполне возможно, что результат положительный будет. Но сколько на это уйдет времени? Лет 10, может 20.…  Получится, не получится…    Для того чтобы вернуть человека к норме и дать ему возможность достигать результатов надо восстановить нормальное мышление. А для этого надо отучиться от паталогического мышления. Это не сложно.  Для этого нужно 10-15 занятий по 2 часа. И выполнение домашних самостоятельных занятий. Всего лишь!  В течение месяца-полутора человек может привести себя в норму.  Это процесс обучения, а не просто понимания. Надо что-то выучить и довести до автоматизма. Разбирая свои предыдущие неудачи. Отказываясь от своих предыдущих страхов.  Приводя себя в нормальное состояние.

Кстати,  за то время пока мы с вами беседуем,  мы могли бы вас чему-то научить. Вы бы избавились от некоторых вещей, которые реально мешают жить.

ЖМ: Ну, не знаю…  Я отошел от активных занятий спортом, не страдаю депрессией. В чем может быть выражена помощь для меня?

АН: А  давайте проведем эксперимент. Мы проведем с вами обучающих 10 занятий, и вы сами посмотрите, что изменится. Какой будет сон. Какая будет мотивация к тренировкам. Насколько легче и комфортнее станет соблюдать какие-то диетические рекомендации. Насколько эффективнее станут все ваши действия, когда вы избавитесь от всех тревог и переживаний и приобретёте нормальное мышление. И вы сами, как спортсмен, тренер и научный сотрудник сможете оценить значимость и эффективность приобретенных навыков для спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта. И сможете поделиться этим с  читателями  вашего журнала.

ЖМ: Давайте попробуем.  И в следующих номерах журнала я представлю отчет об итогах обучения.

И вот пройдя курс обучения, состоящий из 10-и занятий продолжительностью по 2 часа, которые проводились в среднем 2 раза в неделю, я с удовольствием поделюсь с  читателями своими впечатлениями.

Занятие первое

Перед началом обучения Антон Борисович предложил мне пройти тестирование для определения величины моего психоэмоционального напряжения. Психоэмоциональное напряжение (стресс) формируется в конфликтных ситуациях, в которых человек при наличии у него выраженной биологической или социальной потребности, лишен возможности ее удовлетворения. В результате предложенного тестирования мне предстояло выявить наличие у себя состояний «согласования» и «рассогласования». «Согласование» — это состояние человека, которое наступает,  когда  ожидаемые параметры результата совпадают с параметрами реального результата и сопровождаются формированием  положительной эмоции. «Рассогласование» — это состояние, которое наступает,  когда реальные параметры результата действия не совпадают с ожидаемыми параметрами  и сопровождаются формированием отрицательной эмоции.

Существует всего четыре типа рассогласования:

— Рассогласование I типа возникает, когда параметры результата действия другого, значимого человека не соответствуют моим ожиданиям. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание обиды.

Рассогласование II типа возникает, когда параметры результата моих действий, не соответствуют ожиданиям другого, значимого для меня человека. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание вины.

Рассогласование III типа возникает, когда параметры результата моих действий или состояния не соответствуют моим ожиданиям. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание стыда.

Рассогласование IV типа возникает, когда моим ожиданиям  соответствуют параметры результата заведомо неприятного для меня переживания – стыда, вины или обиды. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание неопределенности, мнительности, неуверенности, тревоги и  т. д.

Далее мне был предложены опросники по каждому из четырех видов рассогласования, в которых я должен был отметить те мысли,  из представленных в списке, которые возникают у меня при подобных ситуациях. На каждый из типов рассогласования было предложено по 42 вероятных мысли в данной ситуации.

По окончании тестирования данные были обработаны и меня ознакомили с результатами. Они оказались достаточно хорошими. Величина персонального психоэмоциального напряжения составила 5,4. Минимально возможная, идеальная величина  – 0. У людей находящихся в состоянии депрессии может превышать 90. Например,  у биатлонистов сборников, проходивших аналогичное тестирование, данная величина превышала 20. Предполагаю, что если бы я продолжал выступления в большом спорте,  эта величина была бы у меня  гораздо выше. По детализации оказалось, что наиболее сильно у меня выявлено рассогласование I типа, а рассогласование II типа практически отсутствует.  Впоследствии, при практической работе с устранением рассогласований,  это явно было видно.  Но об этом позже…

Проанализировав результат тестирования, Антон Борисович познакомил меня со  специалистом, с которым мне предстояло пройти весь курс обучения на практике.  Расскажу о нем чуть подробнее. Елена Васильевна Шевчук, ведущий специалист Института Поведения, как преподаватель  идеально  подходила  для моих занятий. Элегантно одетая, уверенная в себе женщина, обладающая приятным,  хорошо поставленным голосом, она имела  большой опыт работы со спортсменами. Дело в том, что по первому образованию Елена Васильевна была тренером  преподавателем  по  художественной гимнастике, преподавателем по физическому воспитанию и  методистом ЛФК. Окончила Сибирский Государственный Университет Физической Культуры. В период обучения она  активно занималась спортом, выступая на уровне КМС в соревнованиях  по художественной гимнастике. Так что, и к самому спорту, и к восстановлению спортсменов, имела непосредственное отношение.

Темой первого нашего занятия было обучение состоянию покоя, или, по терминологии принятой в теории функциональных систем, предложенной П. К. Анохиным и развитой К. В. Судаковым,  состоянию  удовлетворенной потребности. Так же задачей стояло повышение чувствительности  тела. Навык, который нужно было практиковать самостоятельными занятиями на протяжении всего обучения.

Я уселся в кресло, принял максимально удобное положение, закрыл глаза и стал выполнять команды специалиста…

В принципе ничего особо нового для меня в этих командах не было. Мне они напомнили формулы самовнушения,  принятые в аутотренинге. Раньше я интересовался подобными техниками. Особенно мне нравилась книга спортивного психотерапевта Анатолия Васильевича  Алексеева «Себя преодолеть!», которое выдержало 5 переизданий у нас в стране. В студенческие годы я регулярно тренировался по ней, поэтому к первому занятию оказался хорошо подготовлен и прошел его очень легко.

Выполняя команды Елены Васильевны,  на фоне диафрагмального дыхания, я напрягал и расслаблял последовательно отдельные части тела, потом расслаблял их после мысленного напряжения. Отмечу, что эта работа была гораздо более детализирована по сравнению с известными мне тренингами и более продолжительная, сеанс продолжался час с небольшим. По окончании его я чувствовал себя расслабленным и, как будто бы, хорошо выспавшимся. Несмотря на продолжительность сеанса, я прекрасно помнил последовательность формул. Всё было в очень стройной и логичной системе. И к тому же, как мне объяснили, это было обусловлено приятными ощущениями после сеанса, состоянием комфорта, а на этом фоне все легко запоминается.

На этом занятие закончилось, а я получил домашнее задание ежедневно по несколько раз в день проводить самостоятельно такие сеансы, стараясь постоянно уменьшать продолжительность занятия. Елена Васильевна обратила особое внимание, чтобы я обязательно проводил такие занятия проводить по окончании силовой тренировки.

Ночь после тренинга  я спал как убитый. Как и все последующие.  Хотя до этого на протяжении последних лет  часто мучала  бессонница. Причем я легко засыпал не только ночью, но и днем. Первые дни я спал суммарно по 10-12 часов в сутки. Как будто отсыпаясь за прошлые недосыпы. Видно при всей стандартности и узнаваемости подобных тренингов здесь все же были какие-то свои секреты эффективности…

Занятие второе

Второе занятие было через два дня после первого. В дальнейшем они так в основном и проходили, в среднем два раза в неделю. Перед началом занятия я рассказал Елене Николаевне о своих рекордах в плане сна, на что она ответила, что это обычное явление, таким образом, устраняется психоэмоциональное напряжение и сон скоро нормализуется.

Как и на первом занятии, я удобно уселся в кресло и получил команду самостоятельно ввести себя в состояние покоя. Для этого мне потребовалось всего 3 минуты. В последующем, я регулярно улучшал этот показатель.

Тема занятия была: «Образы продуктов питания и вкусовых ощущений и их реорганизация». На конкретный абстрактный образ есть определенные ощущения в теле. Ощущения могут быть любыми, вкусовыми, ощущениями зуда в любой части тела, ощущение жжения, сухости во рту, озноба, непроизвольных мышечных сокращений, типа передергивания плечами и т.д. и т.п. Почему мишенью первого занятие этого типа были выбраны продукты питания? Потому что это самая простая взаимосвязь. Отсутствует эмоциональная составляющая. Нет конкретного человека, нет отношений, нет переживаний, есть только продукт и человек. Целью занятия была научиться выявлять механизм этой связи «Образ – ощущение» и реорганизовывать их.

Мне предложили вспомнить продукты, вызывающие неприятные ощущения, вплоть до отвращения. Я вспомнил с детства ненавистную перловую кашу, и процесс начался. Сначала Елена Васильевна велела мне предельно чётко представить себе это «прекрасное» блюдо в виде картинки и сосредоточиться на ощущениях в теле. Ощущения были. Меня передёрнуло.

«Стоп! Картинку убираем и сосредотачиваемся на ощущениях. Вдох! Выдох и расслабляем напряжённые места. То есть повторяем наработанное на первом занятии!»

И по новой…  Я представлял несчастную кашу в статике, в динамике, в виде небольшого ролика, где я ее ел и т.д. и т.п. Каждое мое новое ощущение тела приветствовалось методистом, так как свидетельствовало о моем умении слушать свое тело. И каждый раз, когда ощущение появлялось, мы заканчивали просмотр, сосредотачивались на ощущениях, и убирали их.  И так раз за разом пока бедная каша не перестала вызывать у меня вообще хоть что-нибудь.

Потом таким образом поработали еще с двумя продуктами. Процесс пошел быстрее. Вспомнил о первых продуктов – никакой реакции организма. Занятие закончилось, как и началось, самовведением себя в состояние покоя. Я получил  домашнее задание поработать с 15-ю продуктами самостоятельно.

Работа с продуктами питания рассматривалось,  как подготовительная в нашем полном тренинге. Но в дальнейшем, Антон Борисович рассказывал, что работая подобным образом можно прекрасно снимать чувство голода. Не на долго, часа на полтора-два. Но при наступлении чувства голода провести занятие вновь и вновь его временно убрать. И так до полного истощения. Естественно в этом случае представляются не продукты, вызывающие неприятные ощущения, а те которые очень хочется на голоде. Нужно выбрать один, который наиболее притягателен. Проработать с ним. Почувствовать и локализовать области тела, в которых возникли напряжения, а потом снять при помощи приемов и навыков, полученных в первом занятии. И чувство голода отступит. Что было неоднократно апробировано специалистами института при работе с больными, страдающими сахарным диабетом.

Думаю, людям, сидящим на диете, а особенно бодибилдерам в период сушки эти умения бы были весьма полезны.

Занятие третье

Начало занятия,  дублировало начало  предыдущего.  Как, впрочем, и начала и окончания всех последующих. Самостоятельным введением себя в состояние покоя и расслабления.

На этом занятии мы продолжали формировать механизм реорганизации паталогического динамического стереотипа, но уже на примере неприятных переживаний.  Но, ещё исключая общение с людьми. Безусловно, места и предметы, с которыми нам пришлось работать, бывали и связаны с людьми, но тему непосредственного общения с представителями нomo sapiens  мы оставили на более поздние занятия. Ощущения это наиболее древнейший механизм оценки наших состояний. Один и тот же предмет может очень по-разному оцениваться различными людьми. У одного от его вида будут приятные ощущения, а у другого крайне негативные, в зависимости от воспоминаний, связанных с этим предметом.

Мы начали работу реорганизации неприятных переживаний с объекта «Место». Это могло быть абсолютно любое место. Не связанное с людьми, как например холодная сельская автобусная остановка без крыши в промозглую осеннюю погоду при хлещущем дожде. Какой-нибудь водоем, где вы в детстве чуть не утонули. Высокую площадку, куда вас занесла нелегкая, и где вы испытали страх высоты. Или место, связанное с людьми. Например, помещение, куда вы попали не по своей воле. Чулан, куда вас заперли в детстве сверстники, или милицейский «обезьянник», от посещения которого у нас никто не застрахован, вне зависимости от виновности. Главное было не думать о людях, по чьей вине вы попали в это место, а сосредоточится именно на переживаниях и ощущениях, какие они вызывали.

Кстати,  переживания, полученные в детстве,  для многих являются наиболее сильными…

По тому же самому алгоритму, что и в предыдущем занятии, я вспоминал все детали этого места и реорганизовывал все неприятные переживания, убирая возникающее физическое напряжение. Надо сказать, что процесс шел быстрее, чем на втором занятии. Регулярные тренировки давали результат.

Проработав еще одно место мы перешли к предметам, вызывающим у нас неприятные ощущения и по тому же алгоритму провели реорганизацию неприятных переживаний связанную с ними.  Закончили занятие мы состоянием покоя и получением домашнего задания. На этот раз 20 мест и предметов. Честно скажу, сделать его полностью я не смог, потому что не смог вспомнить такое количество предметов связанных с переживаниями. Но у меня, как я писал ранее, определили весьма низкую величину психоэмоциального напряжения. Возможно, у людей с другим показателем вспомнить нужное количество было не проблематично

Анализируя с точки зрения спортивного журналиста данное занятие с практическим применением его в спорте, я подумал, что подобный тренинг был бы полезен юным спортсменам, которых тормозил страх высоты, в видах спорта связанных с его преодолением. А так же спортсменам, испытывающим неприятные переживания, связанные с   конкретной спортивной площадкой, по причине позорного проигрыша на ней. А важный для него спортивный старт должен проходить именно там. С предметами еще легче. Бывают случаи, когда, например, барьерист сильно травмируется о барьер, а потом, полностью излечившись,  не может нормально тренироваться из-за неприятных переживаний и боится преодолевать барьер на скорости. И переживания переносит на сам барьер. Я думаю подобных примеров в любом виде спорта можно придумать достаточно. И, работа этих спортсменов по  реорганизации  переживаний,  способствовала бы более успешному выполнению ими своих  спортивных задач.

Вступительная часть моего обучения была закончена. Я приобрел определенные навыки и инструменты,  и меня ждала самая важная и интересная часть курса, работа с рассогласованиями…

0 Comments

Leave a reply

©2018 Наука Спорту

Log in with your credentials

Forgot your details?